Перед тем, как начать работу над кованым изделием, мастер должен просчитать множество факторов, которые могут оказать влияние на окончательный результат. Если раньше проектирование представляло собой кропотливый и длительный труд, то на сегодняшний день существует уже немало программ, значительно облегчающих жизнь специалиста.
Самые известные — AutoCAD и Photoshop CS3. С их помощью можно без труда учесть все пожелания и требования заказчика, даже самые необычные, и узнать, насколько они совместимы с производственными возможностями. В результате обеспечивается безупречное качество готового продукта.
Некоторые современные программы созданы специально для автоматизации производства кованых изделий. Они позволяют проектировать конструкции в плоскости и в объеме, автоматически создавать технологические карты, рассчитывать вес и количество необходимого материала и стоимость изделия. То есть одновременно с проектированием, например, кованых перил для лестницы, можно напечатать нужные отчеты, рассчитать итоговую цену, отправить утвержденный заказ в работу и тут же списать материалы.
Однако карандашные эскизы до сих пор остаются вполне актуальными. Нередко небольшой чертеж, скорее, рисунок, выполненный от руки дизайнером, становится для кузнеца или сборщика основным документом. Правда, такой подход больше применим для несложных кованых элементов, отличающихся малыми размерами.
- Фотосъемки местности или интерьера, где будут установлены кованые изделия.
- Редактирование полученного изображения в программе Photoshop — все лишние элементы убирают, после чего фото распечатывают.
- Визуализация, когда дизайнер вручную прорисовывает прямо на фото будущее ограждение, лестницу, балкон, скамейку или решетку. При наличии оригинальных особенностей или при большом количестве мелких элементов прорисовка выполняется в графическом редакторе.
Проектирование кованых изделий производится по четко обозначенным правилам. Первое и самое главное — следует гарантировать полное соответствие общего архитектурного стиля или дизайна интерьера с кованым декором. Второе — рисунок всех составляющих кованой композиции должен быть если не одинаковым, то иметь общую направленность, какие-либо связывающие элементы.
Индивидуальный дизайн — прямое следствие неординарности каждого кованого изделия. Для настоящего мастера важно сделать уникальную вещь, совершенно не похожую на другие. Работы многих кузнецов узнают по характерному стилю, фирменным "изюминкам", оригинальным приемам сборки. Постепенно у каждого автора образовывается свое портфолио, в котором перед заказчиком во всем великолепии предстают ранее сделанные работы. Однако зачастую потребитель не желает покупать то, что уже у кого-то есть. И мастеру приходится изыскивать все свои творческие возможности, чтобы создать что-то действительно неповторимое.
И снова приходится раздумывать над технологией, разрабатывать чертежи, рассчитывать нужное количество металла. Но гораздо сложнее грамотно освоить предлагаемое пространство, повлиять на него, сделать кованый металл полноценной частью окружающей его среды. Проектирование предметов ковки — область серьезная, не допускающая неточностей. Для этого нужно тонко чувствовать идею художественного произведения из металла, его внутренний смысл. И программы по проектированию смогут лишь помочь мастеру, а не сделать все за него.